История криминологии, ее предмет, задачи


8. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 254

«О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации»

.

9. Абызов К.Р., Гриб В.Г., Ильин И.С.

Криминология: курс лекций / Под ред. В.Г. Гриба. М.: Маркет ДС, 2008. 10. Виктимологическая характеристика региональной преступности и ее предупреждение / Под ред. проф. А.Л. Репецкой. М.: Academia, 2009. 11. Даньшин И.Н. Криминология. Понятие, предмет, задачи и система криминологической науки: Конспект лекций.
Харьков, 2007. 12. Кайзер Г. Криминология.

Введение в основы. М., 1979. 13.

Криминология: учебник /под ред. Кудрявцева В.Н., Эминова В.Е.- 4-е изд.

Общая характеристика основных криминологических направлений и школ

По их мнению, преступление — следствие сознательного поведения человека, который, обладая полной свободой воли, осуществляет выбор варианта своих действий.

перераб. и доп.- М.: Норма, 2009. 14. «Криминология», Д.Е. Зайков, учебное пособие ВУЗ, 2009. 15. «Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности» С.М. Иншакова, монография: 2011. Дополнительная: 1. Жигарев Е.С. Науковедческие проблемы криминологии.

Сам же этот выбор предопределен тем, насколько человек усвоил нравственные правила жизни. Еще один постулат классиков состоял в оценке наказания за совершенное преступление как неотвратимого и справедливого ответа общества, не преследующего проявления жестокости, но направленного на устрашение, исправление и обезвреживание преступника.
Многие идеи «классиков» сохраняют определенное значение и в современном обществе. Так, испытание временем выдержали такие положения Беккариа, как необходимость соразмерности между преступлениями и наказаниями; преимущество предупреждения преступления перед наказанием и т.п.

В то же время представители классических теорий при переоценке возможностей уголовного наказания недостаточно внимания уделяли личности

Общая характеристика основных криминологических направлений и школ — реферат

Ее основной постулат, сформулированный Кетле, заключается в том, что преступность, как продукт общества, подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям, а ее изменение зависит от действия разнообразных факторов: социальных (безработица, уровень цен, обеспеченность жильем, войны, экономические кризисы, потребление алкоголя и т.п.); индивидуальных (пол, возраст, раса, психофизические аномалии); физических (географическая среда, климат, время года и т.п.). Последователи Кетле расширили (до 170 — 200) число факторов, влияющих на преступность, включив урбанизацию, индустриализацию, массовую фрустрацию, этнопсихологическую несовместимость и многое другое.Теория множественности факторов расширила и углубила представление о причинном комплексе преступности и тем самым обогатила криминологию. Ее недостаток в отсутствии четких представлений о степени значимости тех или иных факторов,

Рекомендуем прочесть:  Где встать на учет по беременности

Основные криминологические направления и школы.

Преступность несовершеннолетних

, Просвещения (Монтескье, Руссо и др.), становления и развития капитализма (Ч.

Ломброзо, Кетле и др.). Анализ многочисленных теорий и научных взглядов дает основания для выделения трех основных направлений (классического, антропологического и социологического), по которым исторически развивались криминологические идеи, позволившие, в конечном счете, сформировать криминологию как самостоятельную науку. Представители классических криминологических школ (Беккариа, Бентам, Горвард, Лист, Фейербах и др.) уже в XVIII-XIX вв.

решительно отвергли теологическое понимание преступности, как проявления сатанинского, дьявольского начала.

По их мнению, преступление — следствие сознательного поведения человека, который, обладая полной свободой воли, осуществляет выбор варианта своих действий. Сам же этот выбор предопределен тем, насколько человек усвоил нравственные правила жизни. Еще один постулат классиков состоял в оценке наказания за совершенное преступление, как неотвратимого и справедливого ответа общества, не преследующего проявления жестокости, но устрашающего, исправляющего и обезвреживающего преступника.

Многие идеи «классиков» сохраняют определенное значение и в современном обществе.

Шпаргалка по Криминология (стр.

1 из 20)

Детерминанты (причины и условия) преступности — совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые способствуют и непосредственно порождают, воспроизводят (детерминируют) преступность 4. Предупреждение преступности — это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, имеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий. Цели криминологии: 1) теоретическая – познание закономерностей преступности и выработка на этой основе научных теорий и концепций, гипотез 2) практическая — выработка научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью 3) перспективная — создание разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей нейтрализовать и преодолевать криминогенные факторы

Основные направления исторического развития криминологии

Заслуга Ломброзо в том, что он впервые провел капитальнейшее эмпирическое исследование, изучив 26 886 преступников, впервые применив метод контрольных групп, в качестве каковой обследовал 25 447 добропорядочных граждан и на этой основе предпринял попытки к классификации и типологии преступника и осужденного, открыв новый этап в криминологических исследованиях.

Никто из криминологов в последующем не исследовал эмпирическую базу такого объема. Его основная книга –

«Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения»

(1871), издававшаяся поэтапно.

В этой книге изложены многолетние исследования осужденных – душевно больных, содержащихся в тюрьмах. Преступники, считал Ломброзо, – это двуногие тигры среди людей, это хищники, которые не могут приспособиться к обычным человеческим условиям и в силу своих психофизических качеств способны лишь убивать, грабить и насиловать.

Характеристика отдельных направлений в криминологии

Их всех объединяет позитивистский тон, основанный на методе эксперимента, поскольку они отказались изучать преступления как юридическую сущность, предпочитая изучение преступника, то есть живого человека, совершившего преступление. Эти мыслители вписываются в криминологические направления, которые относятся к физиогномике, френологии, общей антропологии и психиатрии: 1) Физиогномика изучает характер человека по чертам лица (физиономии), считая, что существует тесная связь между чертами лица с одной стороны и психическими качествами, с другой сторон.

Основателем физиогномики считается Дж.

Де Ла Порт, который в 1601 году опубликовал работу под названием «Человеческая физиогномика», ныне известную в криминологии как первое научное исследование преступника.

В становлении физиогномики как науки существенный вклад внёс писатель, швейцарский философ Лафатер, указав, что в физиогномике отражается

Криминология

, видевший их причину в несоблюдении в обществе равенства и справедливости, что порождает испорченность нравов, проявляющуюся в социальных отклонениях: «Величайшие преступления совершаются людьми, так как они стремятся к переизбытку, а не к предметам первой необходимости»1Аристотель.

Политика. СПб., 1911. С. 63. Уже в работах древних философов можно обнаружить наброски, контуры идей предупреждения преступлений. Платон и Аристотель (384-322 гг. до н.э.) отметили сложную связь преступности с социальными условиями жизни людей, с их нравственными и этическими свойствами, указав, что величайшие преступления совершаются людьми, так как они стремятся к переизбытку, а не к предметам первой необходимости.

Эпоха Возрождения и последующий период знаменательны трудами Мартина Лютера, Жана Кальвина, Джона Локка, Шарля Монтескьё, Вольтера, Клода Гельвеция, Поля Гольбаха, Жан-Жака Руссо, в которых анализировались причины негативных явлений, включая преступность, роль государства и общества в их преодолении.

Криминология

И все было бы так просто, если объяснять причины преступности и лежащего в ее основе социального зла с точки зрения обыденного сознания.

Но вдруг возникают новые вопросы: почему в отдельные периоды развития общества масштабы преступности резко возрастают, а в другие, напротив, снижаются? почему в государствах с тоталитарным, порой бесчеловечным режимом число преступлений невелико, а в странах с развитой системой демократических свобод преступность интенсивно демонстрирует себя во всех безобразных проявлениях? почему совершают преступления люди внешне вполне добропорядочные?

почему, несмотря на беспощадную борьбу с преступностью, последняя не только не исчезает, но, наоборот, увеличивается в размерах и что делать, чтобы эти размеры сократить?

Перечень подобных вопросов можно продолжал, до бесконечности.