Сборник педагогических ситуаций.docx — Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста


Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста / сост.Р. Р. Иорданян – Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»Руководитель: А.И. Штыркина ­ преподаватель педагогических дисциплинСборник содержит актуальные ситуации, с которыми повседневно сталкиваютсяродители и педагоги при воспитании детей младшего школьного возраста.

Главной цельюкниги помочь студентам, родителям, педагогам в поисках ответа на вопрос «Как поступитьв той или иной ситуации?» Данное пособие возможно использовать при проведениисеминаров­практикумов со студентами по овладению ими педагогическими знаниями.Материалы пособия, возможно, использовать как иллюстративные примеры к раскрытиютемы; как метод активизации при организации диспута; как средство, помогающееопределить, насколько правильно поняты будущими педагогами теоретические положения.Коллективный анализ помогает прийти к наиболее оптимальному решению педагогическихзадач.

Педагогические ситуации и их решение

Детям самостоятельно гулять во дворе без родителей почти невозможно, а при родителях дети ведут себя иначе, потому что взрослые постоянно вмешиваются в процесс общения, навязывая свои поведенческие формы – социализации не происходит, общение перестает быть спонтанным. Дворовые социализации исчезли.

СЛАЙД. Основным фактором современной цивилизации, оказывающим колоссальное влияние на содержание современного детства, стал стремительный рост новых технологий, в первую очередь – информационных. Огромное число дошкольников пользуется интернетом, проводит много времени с различными гаджетами, которые во многом заменяют им игры со сверстниками и в то же время поглощают время для самостоятельных игр. Известно, что социализация происходит в основном тогда, когда ребенок проявляет собственную инициативу, когда имеет место непрогнозируемая ситуация.

СЛАЙД. Поэтому дошкольное учреждение не может не заниматься именно социализацией современных дошкольников.

Конфликтные педагогические ситуации с возможными вариантами решения

На платье учительницы Витя замечает украшение из янтаря и тут же в сторону бросает реплику: «Подумаешь, канифоль нацепила». Возможный вариант решения: Спокойным, тихим голосом рассказать притчу о причудливом морском камне, который приносит счастье женщине, согревая ее своим теплом.

Ситуация «Необычное применение стула» Учительница музыки входит в восьмой класс.

За последней партой развалился «акселерат» с распущенными волосами. На голове у него стул. Весь класс озорливо поглядывает то на учительницу, то на ученика и ждет ее реакции. Возможный вариант ответа для учителя: «Что, уже и этим местом сидят?» Класс взрывается от смеха. Ученик покраснел. Он явно смущен и теперь не знает, что делать.

Учитель же, как ни в чем не бывало, начинает урок. Стул поставлен на место. Ситуация «Опоздание» Наташа регулярно опаздывает на первый урок.

Рекомендуем прочесть:  Индевидульное дело в деревне

Вот и сегодня в очередной раз (неизвестно какой по счету) она входит в класс через 15 минут после звонка, когда урок в самом разгаре.

Пример педагогических ситуаций и их анализ. Психолого-педагогические, социально-педагогические и педагогические конфликтные ситуации

Но неожиданный звук отвлекает учеников и конфликт пропадает. Таким образом, звук послужил отвлекающим моментом, тем самым уреголировав конфликт.В сложных педагогических ситуациях большое значение имеют эмоциональные состояния педагога и ученика и другие дополнительные факторы.

В таком случае конфликт может быть разрешен при взаимодействии ученика и учителя.Пример педагогической ситуации: у класса появился новый руководитель. Учительница быстро нашла общий язык со всеми учениками.

Но неожиданно у одного заметно снизилась успеваемость. Между классным руководителем и учеником стали возникать конфликты. Так продолжалось до тех пор, пока мама ребенка не рассказала учительнице, что отец часто скандалит дома.

После это педагог стала более внимательной к ученику, а он, почувствовав ее заботу, стал больше внимания уделять учебе.В педагогической деятельности трудно провести грань между ситуацией и конфликтом.

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Занимались они, усердно целую четверть.

И вот Юра получил первую четвёрку по русскому языку.

Успех окрылил подростка. С тех пор Юрий стал усерднее учиться не только по русскому языку. Ситуация 2 Миша плохо запоминал стихотворения и рассказы.

У доски обычно произносил две-три первые фразы и умолкал или начинал говорить совсем не то. Каждая его двойка больно отзывалась в сердце и учительницы и ученика. От ребят она узнала, что Миша очень самолюбив. — Тогда я рискнула поиграть на его самолюбии, — рассказывала потом Ма­рия Александровна коллегам.

— После очередного вызова к доске поставила в дневник Мише тройку, сказав, что сегодня он намного лучше выучил, чем раньше, и можно было бы поставить четыре, если бы не погрешности в интонации. Мальчик просиял и гордо пошёл к своей парте.

— Назавтра я вновь вызвала Мишу к доске. И всем на удивление он отлично пересказал содержание рассказа. В журнале и дневнике появилась первая пятёрка по литературе.

Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций

Что же подразумевают под собой данные термины?

Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема?Прежде всего, попробуем дать определение.Итак, педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми.Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна.

Педагогические ситуации с ответами

Учителю же не стоит делать акцент на данной ситуации, раз уж она произошла, во время проведения урока, а тем более вступать в перепалку. Можно было сказать:

«Для того, чтобы исправить оценку не обязательно так высоко забираться»

и попросить спуститься с парты, спокойно продолжая урок, а после урока, естественно, оставить ученика и поговорить.

Рекомендуем прочесть:  Пробки в москве сейчас яндекс

Желать в добавок попросить помыть парту, может больше не захочется так поступать. Педагогическая ситуация №2. Девочка Маша, ученица 7 «В» класса, постоянно отвлекалась на занятиях со своей подругой.

Учительница это заметила, и, прервав отвечающего ученика, попросила Машу немедленно продолжить ответ. Девочка совсем не растерялась, очень обстоятельно изложила материал урока, притом, в дополнение, используя в ответе сведения из дополнительной литературы. Но учительница только ещё сильнее раздражилась и поставила «3», объясняя это тем, что Маша разговаривала на уроке.

ДЕЛЮСЬ №40.ТЕСТЫ и педагогические ситуации при АТТЕСТАЦИИ.

Внимательно прочитайте описание каждой ситуации и предложите Ваш вариант действий для их конструктивного разрешения.

На выполнение задания Вам дается 1.5 часа. При оценке результатов будет учитываться конструктивность и обоснованность предложенного Вами способа разрешения сложившейся ситуации: умение оперативно сориентироваться в ситуации и причинах ее возникновения; умение выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного поведения, умение поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях; умение учитывать особенности обучающихся; умение выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации; умение предвидеть результаты воздействия.

За предложенный Вами вариант по каждой из ситуаций Вы можете получить от «0» до «3» баллов: 0 баллов – вариант ответа отсутствует или предложенный вариант является антипедагогическим.

Примеры решений педагогических ситуаций

Как связаны отношения первоклассника к учебе, к себе и к бабушке? 3. Какими принципами руководствовался учитель?

4. Что можно сказать об атмосфере на уроке? 5. На какой тип взаимоотношений с учениками ориентирован учитель? Обо­снуйте свой ответ. Ситуация 2 Однажды из всех желающих пойти ответить по карте географ Олег Ивано­вич выбрал Кузина Мишу.

Ученик был мальчиком старательным, но не всегда успевал хорошо приготовиться к уроку. К тому же был неповоротлив, неуклюж и мешковат. Вопрос ему учитель задал нетрудный: найти на карте Австралию. Услышав, что его вызывают, Миша так растерялся, что еле-еле встал из-за стола. Робко подойдя к столу учителя, он виновато поглядел на него и повернул­ся к карте.
Учитель, видя его состояние, подошел к нему, положил руку на плечо и лас­ково произнес: — Не волнуйся, все будет хорошо. Вот указка, начинай смелее! Ты же зна­ешь.